Тито Скипа. Тенор. Из сокровищницы мирового исполнительского искусства. Вокалисты. Моцарт дон Хуан, Г Донецци Любовный напиток, Лючия ди Ламмермур, ШГуно Фауст, А Тома Миньон, Ф фон Флотов - Марта, Дж Верди Риголетто, А Скарлатти, Дж Перголези, Э де Куртис, С Гамбарделла, П Тости. На итальянском языке. Архивные записи 1913-1942. На итальянском языке. Реставратор Т Павлова, Редактор П Гринберг. Художник Б Белов. мелодия 1983. Московский опытный завод Грамзаписи. Тираж 17500. Арт 10-9.заказ 434. Среди прекрасных голосов, которыми по праву гордится Италия, есть голоса поистине незабываемые. К ним принадлежит и голос Тито Скипа. В эпоху, когда пел этот замечательный певец, было немало теноров, превосходящих красотой тембра его небольшой, мягкий, с легкой "горлинкой" голос, но немногие могли соперничать с ним в совершенстве вокала, в теплоте и сердечности. По словам знаменитого современника певца Беньямино Джильи, "... многие обладали голосами более сильными, чем голос Скипы. Но когда он пел, все невольно склонялись перед величием его мастерства", а другой выдающийся итальянский тенор того времени Джакомо Лаури-Вольпи в своей книге "Параллельные голоса" пишет об искусстве Скипы следующее: "Вокальная линия Тито Скипа остается образцом недосягаемого мастерства. До таких вершин не добирались ни певцы старого поколения... ни тем более певцы современные, пусть даже наделенные большей масштабностью и диапазоном.... арии, спетые Скипой, представляют собой высший идеал вдохновенного, идущего из глубин сердца и технически безупречного пения, и превзойти этот идеал невозможно. " Скипа начал свою артистическую карьеру в очень сложных для начинающего условиях. В начале века в Италии насчитывалось свыше четырехсот певцов, претендующих на первенствующее положение в театрах. Изобилие великолепных голосов, даже при том, что Италия постоянно "экспортировала" певцов в европейские и американские оперные театры, создавало острейшую конкуренцию, и чтобы выдвинуться, молодому артисту требовалось проявить исключительные вокальные данные или совершенное мастерство. Казалось, что у Скрипы мало шансов - голос не такой "неземной" красоты, как у Александро Бончи или Джузеппе Дзанателло, но тем не менее после трех лет, проведенных в провинциальных труппах, Скипа поет уже в римском театре "Констанца", и в том же 1914 году впервые выступает за пределами Италии, в рио-де Жанейро. В следующем году Скипа участвует в новой постановке Ла Скала - Князе Игоре А.П, Бородина, исполнив партию Владимира Игоревича. За свою долгую артистическую жизнь Скипа выступал со многими прославленными певцами разных стран. Среди них все же следует выделить двух выдающихся артистов. Это одна из лучших итальянских колоратурных певиц Тоти даль Монте (ансамбль Тоти даль Монте и Тито Скипа поражал полным тембровым слиянием голосов, тончайшей игрой нюансов и принадлежит к лучшим достижениям bel canto), и Федор Михайлович Шаляпин. С Великим русским артистом Скипа выступал в Севильском Цирюльнике Дж Россини в Ла Скала и в театре Колон. Известно, что Шаляпин, в целом довольно принебрежительно относившийся к "соловьиному" пению итальянских теноров, выделял Тито Скипа, Считая его самым тонким интерпритатором, самым мыслящим из его соотечественников -теноров.