Бетховен. Симфония номер 6. Фа мажор соч 68. Пасторальная. Берлинский филармонический оркестр. Дирижёр Вильгельм Фуртвенглер. Архивная запись. 1808 год. Бетховен в Гейлигенштадте. Все в этой придунайской деревушке выглядит так, как и в 1802 году, когда он создавал здесь Вторую симфонию. Но теперь композитор почти совершенно глух. Творчество становится его единственным прибежищем. Зрительные, литературные образы и , в особенности, образы природы непрерывно перевоплощаются в музыкальные идеи. Пятая и Шестая симфонии, Четвертый концерт для фортепиано с оркестром и Фантазия для фортепиано, хора и оркестра были закончены почти одновременно и впервые исполнены в Вене в один и тот же день - 22 декабря 1808 года. В своих произведениях Бетховен выступает как трибун, обращаясь к народам мира и призывая их к героической борьбе за свободу, к радости и братству. С неменьшей страстью и благоговением он воспивает природу. " В пасторальной нет звукоподражания, она выражает чувства , которые возбуждает в человеке наслаждение природой". Фуртвенглер, дирижер данной записи, художник вдохновенного порыва и глубокого интиллекта. В историю музыкального искусства Фуртвенглер вошел как непревзойденный интерпритатор творений немецкой классики. В некрологе, опубликованном Министерством культуры ГДР, после смерти артиста, говорится: Заслуга Вильгельма Фуртвенглера состоит прежде всего в том, что он открывал и распространял великие гуманистические ценности музыки, с великой страстностью защищал их в всоих сочинениях. В лице Вильнельма Фуртвенглера Германия была едина. В нем была вся Германия. Он способствовал целостности и неделимости существования.