МАРИЯ ВЕНИАМИНОВНА ЮДИНА

ФОРТЕПИАНО. ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ МИРОВОГО ИСКУССТВА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО

Год выхода альбома:
1956
Год выпуска релиза:
1980
Лейбл:
МЕЛОДИЯ
Страна:
RUSSIA
Жанр:
  • CLASSICAL
Стиль:
  • CLASSICAL
Состояние пластинки:
Very Good Plus (VG+)
Состояние обложки:
Very Good Plus (VG+)
Информация о продавце
Сделок: 0
Санкт-Петербург
3 000 
От продавца

Мария Юдина. Фортепиано. Из сокровищницы мирового исполнительского искусства. Ф. Шуберт. Соната 21.си бемоль мажор, посмертное, д. 960.Экспромт ля бемоль, мажор, сочинение 142 номер 2 архивные записи 13 августа 1947 15 января 1956 ( с концерта в малом зале Московской консерватории. Реставратор Т Бадеян. Редактор П Гринберг. Художник Белов. Мелодия 1980. Арт 91-4. ... Мы, люди русской культуры, ничего не можем и хотим создавать в бессердечном равнодушии. Из статьи М.В, Юдиной о Д Д Шостаковиче. Мария Вениаминовна Юдина родилась в Невеле, недалеко от Витебска, в семье земского врача Вениамина Юдина. Это было человек чистейшей души и несгибаемой воли, подвижник, отдавший "всю свою жизнь народу - на деле, а не на словах!". Пример отца и "жертвенный - ради нас, детей, и бесчисленных страждущих кругом - пример матери" был и для Марии Вениаминовны несравненной школой практического человеколюбия, высокого гуманизма и демократизма. Этим идеалам осталась она верна навсегда. Музыкальная одаренность - яркая и оригинальная - проявилась у Марии Вениаминовны в раннем возрасте. Уже в девять лет она, по воспоминаниям двоюродного брата, диридера Гавриила Яковлевича Юдина, чрезвычайно интересно, не по-детски значительно и мудро играла одну из "Песен без слов" Мендельсона. Тринадцати лет Юдина поступила на низший курс Петроградской консерватории в класс профессора О.К. Калантаровой. В последующие годы училась у А.Н. Есиповой, В Н Дроздова и закончила консерваторию в 1921 году у Л.В. Николаева. Ей, как и окончившему в том же году В.В. Софроницкому, была присуждена премия имени Антона Рубенштейна. Учась в консерватории, Юдина не ограничивалась только занятиями в классе по специальности. Одновременно она изучала контрапункт у профессора В.П. Калафати, занималась композицией у М.О. Штейнберга, играла на органе под руководством профессора Жака Гандшина и посещала уроки в дирижерском классе Н.Н. Черепнина. И все-таки музыка была не единственной страстью Марии Вениаминовны. Чувствуя насущную духовную потребность в изучении наук, философии, литературы, поэзии, она параллельно с консерваторией посещала вольнослушательницей отделений классической филологии и философский факультет Петербургского университета. Юдина писала впоследствии: " ... Я счастлива тем, что в меня крепко были вложены некие основы интеллектуального и этического бытия вообще.... Я получила некие "ключи" к гуманитарному познанию вообще, необозримое поле мышления в целом, из коего могу черпать до гробовой доски.... О, что это были за люди,- и учителя, и ученики! То были поистине "цвет человечества". Бескорыстие, трудолюбие, ответственность, активная доброта, сила мысли..." Среди тех, с кем Мария Вениаминовна общалась, кому преклонялась, у кого училась, были выдающийся советский литературовед, философ М,М. Бахтин, естествоиспытатель, математик и философ П,А. Флоренский, музыкальный ученый Б. Л. Яворский, художник В. А Фаворский, физиолог и психолог А.А, Ухтомский, филолог и историк литературы Л.В. Пумаянский, —- сплошные рифмы) - поэты Б. Пастернак и Н.А, Заболотский. Вскоре после окончания консерватории Юдина получила звание профессора и с тех пор, наряду с исполнительством, постоянно занималась и педагогической деятельностью. За свою жизнь она преподавала в Петроградской, Тбилисской и Московской консерваториях, в институте имени Гнесиных. Вела и специальное фортепиано, и класс камерного пения и камерного ансамбля. Естественно, что педагогический метод Юдиной целиком вытекал из особенностей ее личностиЮ ее взглядов. Развивая у студентов профессиональные, чисто пианистические навыки, она в то же время открывала перед ними все богатство своего мира и воспитывала музыкантов с широким кругом общекультурных интересов. Концертной деятельности Мария Вениаминовна отдала ровно полвека. Ее репертуар разнообразен и велик как в сфере сольного исполнительства, так и в области камерной ансамблевой музыки. Юдина - Яркий, оригинальный интерпритатор.


Незаурядный ум и музыкальный талант ставят ее в ряд тех исполнителей, которые, как сказал известный музыкальный искуствовед А.С. Рабинович, "по плечу самому композитору". Поэтому ее трактовки неповторимы и глубоко своеобразны.Но искусство Марии Вениаминовны нельзя назвать субъективным, так как ее мысли и идеи, которые ее вдохновляли и которые воплощены в нем, - вечные идеи, отнюдь не личностного характера. Юдина - объективный художник, если под объективностью понимать не  отстраненность и холодность, а нетленность, вечность. По строю души, по своему мировосприятию Юдина - романтик, дерзновенный романтик, одаренный могучим интеллектом, который позволял ей проникать в глубь явлений, доходить во всем "до самой сути", по выражению Пастернака. И как истинный художник, Юдина нередко опережала общепринятые нормы и представлеия о вкусах и пристрастиях, но прежде всего в особенностях музыкального мышления. Она не только блестяще интерпритировала сочинения современных композиторов, но и делала удивительные открытия в уже известных произведениях Баха, Бетховена, Шумана. В классике она прозревала некие идеи, конструктивные моменты, присущие современной музыке, и находила для них адекватное звуковое и темпоритмическое воплощение. Профессор К.Х. Аджемов заметил в одной из своих передач, что Юдина "всегда тяготела к новаторскому толкованию классики, исключавшему академизм". М. Дроздова.