Джордж Сэлл. Из сокровищницы мирового исполнительского искусства. Дирижёры. Р Шуман. Симфонии. Редакция Дж Сэлла. Симфония номер 1 си бемоль мажор сочинение 38 Весенняя. Симфония номер 3 ми бемоль мажор сочинение 97 Рейнская. Симфония 2 до мажор сочинение 61. Симфония 4 ре минор сочинение 120. Кливлендский оркестр. Мелодия 1982.архивные записи конца 1950- начала 1960х годов. Реставратор Н. Андреева. Художник Б. Белов. Почетное место в ряду великих дирижеров занимает Джордж Сэлл. Почти четверть века он стоял во главе Кливледского оркестра, и именно этот период творческой биографии выдающегося музыканта принес ему поистине мировую славу. Джордж (Георг, Дьердь) Сэлл родился в Будапеште 7 июня 1897 года в семье выходцев из Чехии. Его музыкальное образование началось в Будапеште и было продолжено в Вене ( у Эузебиуша Мандишевского), и в Лейпциге, где его учителем был выдающийся композитор Макс Регер. Вначале одаренность Сэлла проявилась в сфере композиции, но уде его первые выступления с исполнением собственных сочинений обратили внимание на большие возможности юноши как пианиста и дирижера. в 1913 году Сэлл впервые дирижировал своей музыкой за пультом Венского симфонического оркестра, а в 1914 году выступил в Берлине в одном концерте как композитор, дирижер и пианист с исполнением собственной симфонии и Пятого концерта Л.Бетховена. Через год Сэлл занял должность коррепетитора (помощника дирижера, отвечающего за готовность коллектива певцов к оркестровой репетиции) в Берлинской королевской (позднее, государственной) Опере. В Берлинской опере Сэллу довелось работать под руководством таких мастеров дирижирования, как Лео Блех и Рихард Вагнер. Постоянное творческое общение с замечательными музыкантами оказало влияние на рост Сэлла как исполнителя. В свою очередь, и его именитым старшим коллегам было ясно, что юноше пора начинать самостоятельную дирижерскую практику, и в 1917 году по рекомендации Р. Штрауса Сэлл становится капельмейстером в Страсбургской опере. С этого времени дирижирование до конца жизни выдающегося музыканта было основной сферой его творчества. После Страсбурга последовали несколько лет работы в Праге, Дармштадте, Дюссельдорфе. Наконец, св 1924 году Сэлл возвращается в Берлинскую государственную оперу на должность первого дирижера. Пять лет работы в этом театря рядом с Эрихом Клайбером, Лео Блехом, отто Клемперером, Клеменсом Клаусом и другими крупнейшими дирижерами явились для Сэлла школой высшего мастерства. В 1926 году Сэлл был приглашен преподавателем в Берлинскую Высшую музыкальную школу. В 1929 м впервые стал руководителем крупного музыкального коллектива - Немецкой оперы в Праге. В 1927 году дирижер принимает руководство двумя симфоническими коллективами - Шотландским национальным оркестром в Глазго и оркестром "Редентье" в Гааге, но уже через два года, с начала второй мировой войны Сэлл переезжает в Америку. Некоторое время он выступал исключительно как гастролер без перспектив на постоянную работу ( в эти годы в США было множество музыкантов высокого класса, покинувших объятую войной Европу). В это трудное время для него решающую роль сыграло приглашение Артуро Тосканини выступить с оркестром NBC ( Национальной Радиовещательной корпорации). Эти концерты в студии в 1940 и 1941 годах послужили лучшей рекомендацией для довольно консервативной администрации музыкальных учреждений Нью-Йорка.
С 1942 года Сэлл - постоянный дирижер в Метрополен опера, где он работал вместе с Бруно Вальтером, Димитриосом Митропулосом и др. В 1946 году Сэлл покидает Метрополен Опера и принимает от одного из виднейших американских дирижеров Артура Родзинского Кливлендский симфонический оркестр. Наступает самый длительный и самый плодотворный период в творческой жизни Сэлла. Кливледский оркестр, основанный Николаем Соколовым и долгое время возглавляемый Родзинским, пользовалдся прочной репутацией первоклассного ансамбля, но за годы работы с ним Джорджа Сэлла "кливлендцы" встали в один ряд с самыми прославленными оркестрами США (Бостонским, Филалельфийским и Нью-Йоркским). Среди обширной дискографии Джорджа Сэлла и его оркестра особое место занимает запись симфоний Шумана в великолепной редакции дирижера. В сравнении с другими редакциями шумановских партитур (Г Малера, А. Глазунова), редакция Дж Сэлла, по словам Г. Рождественского, -" результат огромного опыта дирижера в соединении с тончайшим стилевым чутьем". Джордж Сэлл зорким взглядом сразу же видит наиболее уязвимые места партитуры и безошибочно принимает решение, дающее максимальный результат. "Основной недостаток шумановских партитур - это их несбалансированность" - писал Джордж Сэлл. И надо сказать, что в его редакциях этот недостаток полностью устранен, а красоты шумановской музыки стали идентичными колоритности, живости и тонкости партитуры. Мелодия. 1982.