Из сокровищницы мирового исполнительского искусства.
Дирижеры.
Леонард Бернстайн.
Д. Шостакович. Симфония номер 5 ре минор сочинение 47.
Архивная запись 1959 года. Реставратор Г. Петров. Редактор П, Грюнберг. Мелодия. 1982.
Леонард Бернстайн – одна из самых ярких личностей среди активно работающих современных – для 80 годов 20того века – дирежеров. Его огромная популярность сравнима лишь с успехом у публики Герберта фон Караяна.
Артистическое дарование Бернстайна поистине универсально. Он и великолепный пианист, и талантливейший композитор ( достаточно вспомнить его знаменитый мюзикл «Вестайская история», ставший классическим образцом жанра), его лекции о музыке увлекательны и оригинальны, их содержание представляет больной познавательный интерес как для широкой слушательской аудитории, так и для искушенных профессионалов. Но при всех успехах Бернстайна в других сферах деятельности его неутомимая, ищущая натура ярче всего проявилась в дирижировании. Во всем мире Бернстайна прежде всего знают и ценят как дирижера с безудержной фантазией и впечатляющей экспрессивностью, с совершенной мануальной техникой, масштабного, смелого и оригинального интерпретатора.
Бернстайн родился 15 апреля 1915 года в американском городе Лоренсе. Он получил фундаментальное музыкальное образование у крупнейших музыкантов, как американцев, так и европейцев, работающих в период второй мировой войны в США. В Гарвардском университете его педагогом по композиции был видный американский композитор Уильям Пистон, здесь же Бернстайн занимался и как пианист ( у Э . Каутса и Г. Герхарда). Следующем этапом в профессиональной подготовке Бернстайна стал знаменитый институт Кертиса в Филадельфии, где он обучался дирижированию у одного из лучших дирижеров того времени Фрица Рейнера. Затем молодой музыкант совершенствовался в Тенглвуде у знаменитого руководителя Бостонского оркестра Сергея Кусевицкого и вскоре стал его ассистентом на Тэнглвудском летнем фестивале. Первой официальной должностью Бернстайна стала работа ассистентом у еще одного гиганта дирижерского искусства – Бруно Вальтера в Нью-Йоркском филармоническом оркестре в 1943-1944 годах. Неудивительно, что при таких педагогах и старших коллегах талант Бернстайна- дирижера проявился в полном блеске уже в начале его творческого пути. В 1945 году ему доверили руководство городским симфоническим оркестром Нью-Йорка ( с ним Бернстайн работал около трех лет), а в 1946 году молодой дирижер появляется впервые в Европе, чтобы принять участие в фестивале «Пражская весна».
На рубеже 1950-х годов Бернстайн уже был широко известен как самый многообещающий дирижер среди тогдашней молодежи.
Грамсапись зафискисровала разные годы и мастерство Бернстайна-пианиста в концертах Моцарта, Равеля, Шостаковича, в ансамбле с выдающимися европейскими певцами Кристой Людвиг и Вальтером Берри.
Как пианист Бернстайн выступил перед советской публикой во время гастролей Нью-Йоркского оркестра в 1959 году, исполнив сольную партию в Тройном концерте Бетховена вместе с солистами оркестра ( скрипачом Джоном Корильяно и виолончелистом Тибором Варга). В целом искусство Бернстайна произвело тогда сильное впечатление на нашу музыкальную общественность. Укрошением программы бернстайновских коцертов стала Пятая симфония Д. Шостаковича.