Ефрем Цимбалист. Скрипка. Из сокровищницы мирового исполнительного искусства. Шуберт. Сарасате. Глинка. Путин. Кюи. Сук. Цимбалист - импровизация на японскую тему. Эммануил Бэй фортепиано. Архивные записи 1910 , 1920-1930 годов. Реставратор ОГурова. Редактор П Грюнберг. Когда в 1907 году композитор А.К. Глазунов, в ту пору директор Петербургской консерватории, услышал на выпускном экзамене игру Е.Цимбалиста, он записал: «Колоссальный талант. Передача вдохновенная. Полная настроения. Впечатление потрясающее. Вне сравнений!» То же мнение высказывали и ведущие музыкальные критики Берлина и Лондона, когда спустя несколько месяцев впервые познакомились с искусством юного музыканта из России. Выступления Е. Цимбалиста в столице Европы, наряду с концертами его предшественника – Миши Эльмана, произвели сенсацию и заставили музыкальный мир заговорить о «чуде!» - неизвестно и дотоле совершенно новой, блестящей русской скрипичной школе, созданной профессором Петербуржской консерватории Леопольдом Ауэром. Она дала миру еще немало первоклассных музыкантов, среди которых М. Полякин, Я. Хейфец, Л. Цетлин, Б. Сибор и многие другие.
Ефрем Александрович Цимбалист родился 21 апреля 1890 г в Ростове-на-Дону, в семье профессионального скрипача и дирижера оперного оркестра. Интерес к музыке, к скрипке, рано проявившейся исключительные музыкальные способности мальчика заставили отца, дававшего ему первые уроки, отвести юного музыканта в 1901 году в Петербургскую консерваторию в класс профессор Л. Ауэра. Здесь под руководством прославленного педагога и развилось дарование Е.Цимбалиста – скрипача и художника. Здесь он был удостоен золотой медали и премии имени А.Г Рубенштейна.
Немалую роль в формировании Цимбалиста сыграли занятия по классу композиции у Н.А. Римского –Корсакова. В доме которого он часто бывал. Великий русский композитор и замечательный педагог сумел передать молодому музыканту принципы русского реалистического искусства, привить художественный вкус, воспитать высокие нравственные идеалы. Обладая огромным репертуаром, Цимбалист с большим успехом проводит ретроспективные «исторические» циклы концертов, исполняя музыку композиторов XVII-XX веков. Его «прощальный концерт» состоялся в Нью-Йорке 14 ноября 1949 г. Однако и позже он периодически возвращался на эстраду. Так, в 1952 году он впервые исполнил посвященный ему Скрипичный концерт Дж. К. Менотти. Незабываемое впечатление оставило исполнение Цимбалистом масштабных полотен, в частности, концертов Мендельсона и Брамса, Чайковского и Глазунова, трактованных артистом в трепетном лирико-драматическом ключе. Являясь одним из лучших учеников Л. Ауэра, Цимбалист очень скоро занял особое место в музыкальной жизни США. Своей концертной и педагогической деятельностью он оказал, по словам Д. Ойстраха, «Огромное влияние на исполнительское искусство этой страны, создав, по существу, скрипичную школу, широко известную теперь во всем мире». С 1928 года Цимбалист вел педагогическую деятельность в Кертис-институте в Филадельфии, где с 1941 по 1968 был также и директором. Среди его воспитанников – почти все артисты-скрипачи прославленного Филадельфийского симфонического оркестра, многие педагоги, концентрирующие тогда скрипачи с мировым именем. Примечательно, что и в области педагогики незримые нити постоянно связывали Цимбалиста с родиной. Он, по его словам, всю свою артистическую жизнь оставался по духу русским артистом, приверженцем лучших достижений русской педагогики, пропагандистом высоких принципов русской скрипичной школы, с ее стремлением к развитию индивидуальности, выразительному пению на инструменте, подчинению технических средств раскрытию глубин художественного содержания. «Особую радость мне доставляет сознание, - говорил Цимбалист, - что я могу помочь молодым талантам найти свою дорогу в искусство… научить каждого говорить своим голосом.»
В Руденко.