Статья недели

Сюиты Баха для соло виолончели: от Казальса до Грегсона
непостижимый  дзэн и искусство прощать себя самого Интерес к процессу прослушивания музыки как таковому, отсутствовавший с марта прошлого года, вернулся ко мне в конце октября, после маркета "Винил мне мил", где я приобрел мелодиевское издание сюит Баха для виолончели соло в исполнении Пабло Казальса. Вторая часть у меня уже имелась, но была не слушана, к тому же вспомнился Питер Грегсон с его интерпретациями, попавшими в поле зрения в позапрошлом году - потому и купил. Послушал, очень крепко зацепило, и я начал копать. И слушать. И снова слушать. Можно сказать, что два месяца я слушал исключительно эти сюиты в разных исполнениях и интерпретациях. Интересной информации много, поделюсь с вами выжимкой самого, на мой взгляд, интересного и важного. Но прежде, чем начать, нужная оговорка: документально подтвержденные факты относительно произведения можно пересчитать по пальцам, все остальное на протяжении последних ста лет является предметом не стихающих споров, интерпретаций и теорий, поэтому, по сути, мы имеем удовольствие слушать множество прекрасных кавер-версий без возможности узнать какой же была изначальная задумка самого автора. Если более осведомленные и подкованные в вопросе читатели смогут уточнить или поправить какие-либо моменты, то я буду только признателен. Итак, принято считать, что Сюиты написаны Бахом в т.н. Кётенский период (1717-1723), когда он трудился капельмейстером (руководителем ансамбля) в Кётене. Рукописи самого Баха не сохранились и на радость конспирологов до нас дошла лишь копия, сделанная его женой. В виду своеобразия и технической сложности на протяжении почти двухсот лет произведение оставалось в тени. Перерождение сюит произошло в 1889, когда 13-летний Пабло Казальс открыл для себя вариант Фридриха Грютцмахера. Спустя четырнадцать лет он впервые представил свое исполнение публике. Казальс на протяжении всей жизни всячески популяризировал сюиты среди слушателей и учеников, однако впервые записаны они были лишь в 1936-1939гг, когда ему уже перевалило за шестьдесят. Собственно, это и есть первые сделанные записи сюит. Переместимся в повествовании в Советский Союз. В начале 40х пятнадцатилетний, юный, но невероятно талантливый, Мстислав Ростропович начинает изучать сюиты. В 1956 издаются вторая и пятая сюиты в его исполнении, и еще раз отдельно пятая в 1959 - Ростропович будет винить себя за эти записи, сделанные по его мнению опрометчиво, и не будет предпринимать новых попыток записать Сюиты Баха вплоть до начала девяностых. В 1957 он принимает участие в Международном Конкурсе имени Казальса в Париже, где знакомится с самим Казальсом, которого всячески почитает и считает величайшим исполнителем. Восьмидесятилетний Казальс в знак благодарности за приезд приглашает тридцатилетнего Ростроповича в гостиницу и там играет ему свои интерпретации Шести сюит, делая паузы в исполнении и следя за реакцией гостя. Думаю, нет нужды описывать эмоции Ростроповича, которые он пронесет с собой через весь свой творческий путь, с каждым исполнением все полнее осознавая философскую суть произведения. С 1947 года Ростропович преподавал сначала в Центральной музыкальной школе, а затем в Московской консерватории. Одной из первых его учениц была Алла Васильева - под его руководством она окончила школу и затем стала первым выпуском в консерватории в 1956. Васильева занимала призовые места в музыкальных конкурсах и ещё во время учебы давала сольные концерты. Ростропович в некотором смысле продвигал свою ученицу и переломным в их отношениях стал момент неожиданного отказа Васильевой от участия в конкурсе имени Чайковского. Она объясняла это тем, что ей «была чужда атмосфера музыкального марафона, далекого от целей искусства». Такая тяга к постижению сути искусства и исторической точности в противопоставление "спортивному интересу" дадут свой результат в будущем. Однако на тот момент данное недопонимание стало косвенной причиной осложнения сольной карьеры Васильевой вплоть начала восьмидесятых. Естественно, что "Шесть сюит для виолончели соло" Баха не прошли мимо Аллы Васильевой. Согласно авторским пометкам на полях рукописи Анны Магдалины, жены Баха, пятую сюиту следует исполнять с перестройкой верхней струны на тон ниже, а шестую сюиту на пятиструнном инструменте (виола да гамба, виола помпоза). До Васильевой исполнялись переложения на четырехструнный инструмент и без понижения строя струны. Кульминацией и одним из главных плодов ее многолетних кропотливых трудов стал концерт в 1984 (1983?) году, на котором она впервые в истории СССР исполнила за один вечер все шесть сюит для виолончели соло, причем в максимально приближенном к замыслу автора варианте - с нужной подстройкой строя в пятой сюите и на виоле помпоза в шестой - с этого момента Васильева получит признание и открытые двери для развернутой концертной деятельности. В том же году Мелодия запишет и издаст сюиты в виде бокса из трех пластинок. К началу 90х Ростропович, пронесший Шесть сюит практически через всю жизнь, видит в произведении Баха нечто божественное и, желая поделиться своим видением и знанием, в марте 1991 в Аббатстве Святой Марии Магдалины (Везле, Франция), построенном в IX веке, записывает свою интерпретацию сюит. Ростропович словно повторяет путь Казальса - на момент записи ему также за шестьдесят. Ищите на просторах сети и в магазинах DVD видеоверсию этого исполнения. Можно понять, что в наше время перед Питером Грегсоном стояла очень непростая задача по пересборке Шести сюит. На мой взгляд, он прекрасно с ней справился, адаптировав произведение такой величины для современного неподготовленного слушателя и великолепно его исполнив. ______ Я намеренно не даю сравнительных оценок упомянутым выше исполнениям - все они хороши, каждое по-своему, просто они разные. Если же вы зададитесь целью прослушать их все и целиком, то я бы рекомендовал следующий порядок: Грегсон, Казальс, Ростропович, Васильева. Для большего погружения заслуживают внимания записи Даниила Шафрана, Yo-Yo Ma и Яноша Старкера (Janos Starker).
Читать далее...
2
225
JOHANN SEBASTIAN BACH RECOMPOSED BY PETER GREGSON
6 500 
Продавец: Jazzmagazz